Работа со сложными клиентами флориста
Такой покупатель, попросив один цветочек, обязательно будет разочарован тем, что вы ему принесете из холодильника.
«Это какая-то кривая», – скажет он. Вы принесете ему другую. «А это какая-то облезлая». И так будет обесценен каждый цветок, который вы покажете. «Что-то тут у вас все дорого. За простую ромашку сто рублей?!», – тоже классический прием обесценивания, заставляющий флориста испытывать неловкость.
Как работать со сложными клиентами
Какие бы черты характера ни лежали в основе такого поведения, главное – не воспринимать их в свой адрес. Обычно флорист, нагруженный собственным чувством вины, старается угодить покупателю и переживает из-за таких резких оценок. Но всегда стоит помнить, что такой покупатель, в первую очередь, реализует свои страхи:
- Боязнь быть обманутым может быть следствием параноидного восприятия мира, в целом, либо проекции на других собственных черт характера (если мне приходится обманывать, то и меня все дурят). Такому клиенту, в порядке исключения, можно предложить выбрать цветы самому.
- Патологическое желание сэкономить. Часто скидка, предложенная за так называемый «некачественный товар», тут же компенсирует недовольство клиента этим товаром, и он уходит очень довольным выгодной сделкой, купив такие «уставшие» розы за полцены.
- Желание обесценить что-то, сделанное другими, может быть вызвано разными причинами. Острым чувством собственной неполноценности, завистью к чужому таланту и даже банальной невозможностью приобрести понравившийся букет. Во всех этих случаях психологические защиты сами включают механизм обесценивания, чтобы пережить собственную несостоятельность. Как помочь такому клиенту? Только демонстрировать уважение к нему и его мнению.
Ведь если мы продемонстрируем свою психологическую устойчивость и сможем вынести бурю эмоций, с которыми клиенту трудно справиться самому, то, возможно, он придет к нам еще, и не раз.
Проникнувшись к вам доверием, он будет считать ваш магазин единственным, где работают порядочные люди, и его нападки со временем прекратятся. Знаете ли, очень трудно все время быть против кого-то, иногда хочется отдохнуть.
Сложный клиент вечера пятницы
Возвращаясь домой после тяжелой рабочей недели и посетив по традиции с друзьями паб, такой клиент ворвется к вам в магазин именно в тот момент, когда работа окончена, а вы подводите итоги дня. Он даже не заметит вывески с часами работы, так как ему «очень нужно», а ощущение реальности у него сильно изменено. Ведь в данный момент он ощущает себя переполненным любовью к собственной жене или, наоборот, побаивается возвращаться домой с пустыми руками.
Он взывает к вам, как к союзнику. И вот в этот момент вы – хозяйка положения: укажете ему на «часы работы» или, пересчитав кучку мятых купюр, вынутых им из кармана, смастерите что-то очень романтичное для поднятия настроения его супруги.
Второй вариант предпочтительнее: ваш магазин станет любимым и принимающим, и такой клиент потом придет к вам за корзиной на день рождения тещи.
Похожие материалы
Доводилось ли вам видеть букеты или композиции, от вида которых хотелось зажмурить глаза и навсегда забыть о пережитом? Скорее всего, да. В то же время вы наверняка можете вспомнить примеры работ, которые «цепляли» и запоминались, хотя с первого взгляда в них не было ничего особенного. С большой вероятностью, в обоих случаях ключевую роль сыграл цвет.
В нашем деле подбор цветовой гаммы нередко имеет решающее значение. С его помощью можно придать букету определенный стиль, настроение, грамотно расставить акценты. С другой же стороны плохое сочетание оттенков может начисто загубить любую хорошую работу. Чтобы такого не случилось, следует пользоваться цветовым кругом.
Вы, наверное, помните его со школьных уроков ИЗО. Проблема заключается в том, что почти все про цветовой круг слышали, но мало кто умеет им пользоваться. Давайте же попробуем разобраться в этом вопросе
Основа круга — три основных цвета, которые нельзя получить при смешивании. Это желтый, красный и синий – цвета первого порядка. Они образуют цвета второго порядка, которые получаются в результате смешивания основных цветов: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Оттенки третьего порядка получаются в результате соединения первых двух групп.
Правильным считается комбинирование в одной композиции трех ключевых цветов в пропорции 3-5-8. А чтобы подобрать эти три доминанты, нам и нужен круг, с которым легко и удобно работать.
Есть несколько устоявшихся схем, которыми пользуются во всех видах визуального искусства, их сейчас и разберем.
- Аналоговые оттенки. Для этого сочетания берем цвета, расположенные на круге рядом, например, лимонный, желтый и оранжевый. Чтобы такая композиция не выглядела скучно, один цвет обязательно должен лидировать, помним про правило 3-5-8.
- Комплементарные оттенки. Эта схема основана на сочетании противоположных цветов, например, красного и зелёного. Композиция в таких тонах всегда будет яркой и динамичной.
- Монохромная палитра. Подходящая схема для самых нежных работ, таких, как свадебный букет. В ней используются разные варианты одного цвета, например, снежно-белый, молочный и бежевый.
- Классическая триада. Наиболее популярная схема во всех видах визуального искусства. Это три цвета, равноудаленных друг от друга.
- Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.
- Тетрада — наиболее популярная схема во всех видах визуального искусства. В основе сочетания – два основных цвета и два аналоговых. Например: синий и оранжевый в качестве основных, а дополнительными возьмем аналоговые оранжевому золотистый и красный.
Таковы основные правила сочетания оттенков. Но важно помнить, что любое правило – не панацея. Всегда прислушивайтесь к собственному флористическому чутью и вкусу, и тогда ваши работы будут красивыми, эмоциональными и гармоничными. На нашем курсе «Флорист-профи» мы подробнее изучим работу с цветом. Записывайтесь на курс по этой ссылке.