Статья
25 октября 2021
4543

Храмовая флористика

Цветы тесно связаны с православной традицией. Они присутствуют в христианской символике, изображаются на иконах и в настенной храмовой росписи. Живые цветы и растения также издавна украшали храмы. Тем не менее, современная церковная флористика только недавно выделилась в отдельное направление искусства и отдельную специальность.

Работа храмового флориста сродни  профессии художника-иконописца, где помимо художественной составляющей огромную роль играет понимание символики и общее знание Святого Писания.


Особенности храмовой флористики в православии

В православной традиции храмы украшают цветами не так пышно, как в протестантской и католической. Флористическое оформление должно подчёркивать праздничное настроение, но не перетягивать внимание на себя.

Цветочный декор всегда подбирается под конкретный интерьер храма с учётом его архитектуры и внутреннего убранства. По традиции украшают не только сам храм, но и территорию вокруг него.

Цветами декорируют наиболее почитаемые иконы, выносной крест, плащаницу, раку со святыми мощами, аналою и царские врата. А также светильники, дверные проемы и арки. 

Композиции для храмовой флористики собирают обычно на оазисе (флористическую пена), а каркасы для гирлянд и арок выполняют из проволоки различной толщины и жесткости.

Кроме покупных цветов в оформлении часто используют ветви деревьев с цветами или ягодами.


Выбор цветочного декора на православные праздники

Храмовая флористика, как и всё, что связано с богослужениями, опирается на каноны.

Прежде всего, флорист должен получить благословение настоятеля и ознакомиться с «Богослужебным уставом», в котором прописаны цвета облачения священослужителей и оформления храма в тот или иной день:

  • красный – на Пасху и в дни памяти мучеников
  • белый – в день Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу, в дни особого почитания Небесных Сил бесплотных
  • зелёный – Вход Господень в Иерусалим, на Троицу, в дни памяти преподобных, подвижников
  • голубой – на Богородичные праздники
  • фиолетовый – на праздники Животворящего Креста Господня

По Уставу есть праздники, на которых присутствие в храмовой флористике определённых растений обязательно. 

На Рождество церковь украшают еловыми ветками и венками. Основной цвет праздника —белый, поэтому флористы используют  лилии, гипсофиллы или хризантемы.

Вход Господень в Иерусалим традиционно связан пальмовыми ветвями. Именно ими приветствовал народ Иисуса. Из-за отсутствия пальм в России, их заменили на ветви вербы, распускающиеся как раз в это время. Сейчас пальмовые листья легко купить на оптовых базах вместе с другими срезанными растениями, поэтому они всё чаще стали использоваться в храмовой флористике как символ этого праздника.

На праздник Святой Троицы храм украшают небольшими берёзками, а пол в храме устилают скошенной травой. 

Пасха – один из главных церковных праздников. Символ воскресения, возрождения, вечной жизни. В этот день храмы украшают особенно пышно. Из красных роз или гвоздик создают композиции в форме яйца. Также украшают плащаницу, Царские врата, иконостас, раки с мощами, особо почитаемые иконы, вход в храм и арки.


Правила создания цветочного убранства

Люди приходят в церковь за общением с Богом, и флористические композиции не должны перетягивать на себя слишком много внимания. Вот несколько принципов, о которых должен помнить храмовый флорист:

  • цветы не должны заслонять собой иконы и мешать прихожанам прикладываться к образам
  • нельзя использовать сильно пахнущие, колючие и ядовитые цветы
  • для украшения икон используют симметричные композиции, т.к. они не перетягивают на себя внимание


Книги о храмовой флористике

Если вы хотите подробнее изучить тему храмовой флористики, погрузиться в атмосферу прекрасных церковных интерьеров, украшенных цветочными композициями, рекомендую прочитать книгу Кондратьевой Г. П. «Храмовая флористика». 

В книге приведена информация не только о создании флористических композиций, но и сведения об устройстве храма, о церковных праздниках, традициях и уставах.

Галина Петровна Кондратьева – человек, стоявший у истоков возрождения церковной флористики:

  • флорист, преподаватель, знаток и практик по храмовой флористики
  • под ее руководством оформляются православные храмы Москвы и других городов
  • заместитель главного редактора по флористике журнала «Цветы»
  • основатель школы церковной флористики при храме в честь св. Николая в Измайлово

К сожалению, книг по храмовой флористике больше нет. Но для флориста, который хочет разобраться во всех тонкостях и правилах создания храмовый композиций, настольной книгой должно стать Священное Писание. Понимание канонов, традиций, символики и, главное, вера помогут флористу создать цветочное убранство, в котором будет чувствоваться настоящая благодать.

Статья
35114
Цветовой круг
Дорогие друзья, сегодня поговорим об одном из самых важных моментов во флористике. Речь, конечно, пойдет о цвете.

Доводилось ли вам видеть букеты или композиции, от вида которых хотелось зажмурить глаза и навсегда забыть о пережитом? Скорее всего, да. В то же время вы наверняка можете вспомнить примеры работ, которые «цепляли» и запоминались, хотя с первого взгляда в них не было ничего особенного. С большой вероятностью, в обоих случаях ключевую роль сыграл цвет.

В нашем деле подбор цветовой гаммы нередко имеет решающее значение. С его помощью можно придать букету определенный стиль, настроение, грамотно расставить акценты. С другой же стороны плохое сочетание оттенков может начисто загубить любую хорошую работу. Чтобы такого не случилось, следует пользоваться цветовым кругом.

Вы, наверное, помните его со школьных уроков ИЗО. Проблема заключается в том, что почти все про цветовой круг слышали, но мало кто умеет им пользоваться. Давайте же попробуем разобраться в этом вопросе

Основа круга — три основных цвета, которые нельзя получить при смешивании. Это желтый, красный и синий – цвета первого порядка. Они образуют цвета второго порядка, которые получаются в результате смешивания основных цветов: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Оттенки третьего порядка получаются в результате соединения первых двух групп.

Правильным считается комбинирование в одной композиции трех ключевых цветов в пропорции 3-5-8. А чтобы подобрать эти три доминанты, нам и нужен круг, с которым легко и удобно работать.

Есть несколько устоявшихся схем, которыми пользуются во всех видах визуального искусства, их сейчас и разберем.

  1. Аналоговые оттенки. Для этого сочетания берем цвета, расположенные на круге рядом, например, лимонный, желтый и оранжевый. Чтобы такая композиция не выглядела скучно, один цвет обязательно должен лидировать, помним про правило 3-5-8.
  2. Комплементарные оттенки. Эта схема основана на сочетании противоположных цветов, например, красного и зелёного. Композиция в таких тонах всегда будет яркой и динамичной.
  3. Монохромная палитра. Подходящая схема для самых нежных работ, таких, как свадебный букет. В ней используются разные варианты одного цвета, например, снежно-белый, молочный и бежевый.
  4. Классическая триада. Наиболее популярная схема во всех видах визуального искусства. Это три цвета, равноудаленных друг от друга.
  5. Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.
  6. Тетрада — наиболее популярная схема во всех видах визуального искусства. В основе сочетания – два основных цвета и два аналоговых. Например: синий и оранжевый в качестве основных, а дополнительными возьмем аналоговые оранжевому золотистый и красный.

Таковы основные правила сочетания оттенков. Но важно помнить, что любое правило – не панацея. Всегда прислушивайтесь к собственному флористическому чутью и вкусу, и тогда ваши работы будут красивыми, эмоциональными и гармоничными. На нашем курсе «Флорист-профи» мы подробнее изучим работу с цветом. Записывайтесь на курс по этой ссылке.

Загружаем еще...