Искусство и цветы
Эпоха Средневековья
Уже в древности изображения цветов несли в себе тот или иной смысл. Но яркий расцвет символика цветов получила на Западе во времена Средневековья. В это время изобразительное искусство строилось на религиозной тематике. Сюжеты картин были довольно просты, но самыми первыми цветами в них были роза и лилия. Древние властители и императоры очень почитали лилию. В эпоху распространения христианства она стала символизировать Деву Марию. В изобразительном искусстве в Европе данный цветок часто фигурировал в сценах Благовещенья.
С давних пор роза притягивала взгляды многих, в том числе и художников. Наличие шипов и красный цвет розы передавал страдания Иисуса Христа. Белые розы означали чистоту Девы Марии. Вместе с красными розами они олицетворяли единство христианского мира.
Эпоха Возрождения
По мере развития геральдики, в эпоху Возрождения и возвращение моды на античность цветы стали носить все больший сакральный смысл. Смотря сегодня на многие картины можно запутаться, так как в них очень много намеков и нужно долго гадать, что же на самом деле имел в виду художник.
Всем известна «геральдическая лилия», но на самом деле изображен был ирис, просто в Германии его называют «мечевой лилией» или «лилией с мечом». Из-за этой неточности в живописи Испании и Фламандии ирис выступает как вид лилии и символизирует тоже непорочность Девы Марии. А образ «лилия-меч» несет в себе скорбь Марии об Иисусе Христе.
Художники всегда прибегали в своих изображениях к скрытым смыслам. В эпоху Ренессанса цветы вновь рядом с Венерой и Флорой стоят в одном ряду, символизируют то или иное время года или месяц.
Если изображали букет, то даже каждый цветок или растение в нем нес свое значение. Например, хлебный колос олицетворял не только хлеб, пищу, но и возрождение человека после смерти. Его сравнивали с посеянным семенем, подобно тому, как из почвы пробивается росток, так и человек после смерти рождается вновь для лучшей жизни. Мак означал, что жизнь имеет конец, а его семена говорили о том, что существует забвение.
Вначале красная гвоздика означало кровь Христа, пролитая за все человечество, но спустя некоторое время означала любовь и влюбленных. Красная гвоздика сейчас означает доблесть, отвагу, революцию, именно Французскую, потом уже и Октябрьскую.
Символика цветов на Востоке
На востоке цветы имеют богатую историю. До сих пор весь Китай с трепетом относится к пиону. Здесь процветает учение фен-шуй, которое в свою очередь выделит 5 главных цветов, среди них пион. Самые лучшие сорта пиона: красный, розовый и белый. Красные пионы олицетворяют любовь, почет и богатство. Называли цветком императора и есть поверье, что только пчела может прикасаться к этому цветку. Белый в свою очередь передает людям свет, честь и достоинство. Япония не отстает, только здесь он несёт в себе брак, плодовитость, славу и радость. На западе пион называют розой без шипов и символизирует Деву Марию.
Время не стоит на месте, но все равно и по сей день, художники используют цветы и не перестают использовать их сакральный смысл.
Символика цветов глубока и многогранна, она используется во всех направлениях живописи. Например, на японских веерах, иконах, рисунках Микеланджело. Уже в XIX веке в Англии появился «язык цветов». Он использовался не только в искусстве, но и в обычной жизни. Когда нельзя было говорить о чувствах, но очень хотелось.
Зная тот и или иной символ, который несут в себе цветы можно понимать картины более глубоко и видеть, что же на самом деле изобразил художник.
Похожие материалы
Цветы в мире моды
Доводилось ли вам видеть букеты или композиции, от вида которых хотелось зажмурить глаза и навсегда забыть о пережитом? Скорее всего, да. В то же время вы наверняка можете вспомнить примеры работ, которые «цепляли» и запоминались, хотя с первого взгляда в них не было ничего особенного. С большой вероятностью, в обоих случаях ключевую роль сыграл цвет.
В нашем деле подбор цветовой гаммы нередко имеет решающее значение. С его помощью можно придать букету определенный стиль, настроение, грамотно расставить акценты. С другой же стороны плохое сочетание оттенков может начисто загубить любую хорошую работу. Чтобы такого не случилось, следует пользоваться цветовым кругом.
Вы, наверное, помните его со школьных уроков ИЗО. Проблема заключается в том, что почти все про цветовой круг слышали, но мало кто умеет им пользоваться. Давайте же попробуем разобраться в этом вопросе
Основа круга — три основных цвета, которые нельзя получить при смешивании. Это желтый, красный и синий – цвета первого порядка. Они образуют цвета второго порядка, которые получаются в результате смешивания основных цветов: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Оттенки третьего порядка получаются в результате соединения первых двух групп.
Правильным считается комбинирование в одной композиции трех ключевых цветов в пропорции 3-5-8. А чтобы подобрать эти три доминанты, нам и нужен круг, с которым легко и удобно работать.
Есть несколько устоявшихся схем, которыми пользуются во всех видах визуального искусства, их сейчас и разберем.
- Аналоговые оттенки. Для этого сочетания берем цвета, расположенные на круге рядом, например, лимонный, желтый и оранжевый. Чтобы такая композиция не выглядела скучно, один цвет обязательно должен лидировать, помним про правило 3-5-8.
- Комплементарные оттенки. Эта схема основана на сочетании противоположных цветов, например, красного и зелёного. Композиция в таких тонах всегда будет яркой и динамичной.
- Монохромная палитра. Подходящая схема для самых нежных работ, таких, как свадебный букет. В ней используются разные варианты одного цвета, например, снежно-белый, молочный и бежевый.
- Классическая триада. Наиболее популярная схема во всех видах визуального искусства. Это три цвета, равноудаленных друг от друга.
- Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.
- Тетрада — наиболее популярная схема во всех видах визуального искусства. В основе сочетания – два основных цвета и два аналоговых. Например: синий и оранжевый в качестве основных, а дополнительными возьмем аналоговые оранжевому золотистый и красный.
Таковы основные правила сочетания оттенков. Но важно помнить, что любое правило – не панацея. Всегда прислушивайтесь к собственному флористическому чутью и вкусу, и тогда ваши работы будут красивыми, эмоциональными и гармоничными. На нашем курсе «Флорист-профи» мы подробнее изучим работу с цветом. Записывайтесь на курс по этой ссылке.