Цветы в мире моды
А если так, то почему и когда мастера и портные прошлого впервые изобразили на ткани цветы, ставшие в наши дни таким распространенным символом женской красоты?
История любви к цветам началась с любви к человеку, и уходит корнями в древние духовные традиции. Еще 100 тысяч лет назад люди каменного века помещали цветы в могилы умерших как символ непобедимой жизни, которая должна продолжиться и преобразиться после смерти. В отличие от злаков, овощей и фруктов, которые часто изображали художники древности, цветы означали не плодородие, а саму жизнь, ее квинтэссенцию — солнцеподобную красоту и вечное обновление природы.
Отсюда же, должно быть, происходят аллегорические образы и сравнения Эдема с прекрасным садом, полным цветов — проекций божественного совершенства и красоты в нашей земной природе.
Лишь только в Древнем Египте флористика разветвилась на религиозную и светскую, но цветы по-прежнему сохраняли символическое значение: каждый цветок был связан с тем или иным божеством. Вслед за египтянами искусство светской флористики продолжили совершенствовать древние греки и римляне. До нас дошли истории, что на богатых римских банкетах цветочные украшения бывали настолько пышными, что пирующие буквально задыхались в экстазе от перемешанных ароматов.
Появление растительного орнамента на одежде совпало с кризисом средневековья и переходом к идеалам Возрождения — возвращению античной пышности и жизнелюбия, а также с развитием технологий, поднявших ткацкое дело на новый уровень. Первые образцы тканей цветочного орнамента появились в Европе благодаря итальянским купцам, торговавшим с Османской империей. Вскоре европейские мастера сумели перенять восточную технику шитья, и в моду вошли пышные, богато украшенные платья с абстрактными фруктовыми и растительными узорами. С этого момента женщины получили возможность подчеркнуть свою красоту красотой цветов, которые никогда не увянут (в отличие от их живых прототипов и даже самих владелиц). Правда, такую роскошь пока что могли позволить себе очень немногие.
Настоящие же цветочные принты на ткани появились столетием позже: это был индийский чинц — лощеный ситец с большими, сочными цветами, отпечатанными при помощи ручных прессов. Поначалу из чинца шили шторы, мебельную обивку и постельное белье, и, как ни парадоксально, в моду аристократии чинц вошел благодаря прислугам, догадавшимся использовать его для пошива собственных нарядов.
Интерес европейцев к Востоку возрос с открытием Японской империи в 1855 году после многовековой политики изоляции: привозились японские товары и предметы декора, многие новые художники, такие как Мане, Гоген и Ван Гог, вдохновлялись японской культурой, а среди обеспеченных модниц пользовались популярностью кимоно, богато украшенные яркой тихоокеанской флорой.
В конце столетия эта тяга к экзотике перетекла в декоративный стиль модерн, развитию которого немало поспособствовал лондонский универмаг Liberty, пригласивших многих английских модельеров. Одежда Liberty стала иконой модерна и даже дала название его итальянской ветви — «стилю Либерти». Среди покупателей универмага были известные художники и писатели того времени: Данте Габриэль Розетти, Джеймс Макнил, Оскар Уайльд и многие другие.
Трагические события первой половины XX века дважды смахнули цветы с платьев на рыхлую землю, вернув им их древнее назначение, но уже в 60-е цветочная одежда Liberty снова обрела популярность, смешавшись с движением хиппи и новым интересом к Индии.
Современная культура не утратила пробудившийся в то время интерес к Земле, но воспитала в нем более взвешенный и зрелый характер, а желание «сорвать» постепенно сменилось на «сберечь». Сегодня многие модные дома выступают за поддержку охраны окружающей среды, экологичгые и этичные технологии. К примеру, Gucci совсем недавно запустили сайт Gucci Euilibrium, посвященный экологичной моде, а Balenciaga и Saint Laurent вступили в программу гуманного производства товаров «Fashion is Good».
Так или иначе, главные модные показы последних двух лет буквально пестрят от обилия цветочных и вообще растительных принтов, причем как в весенне-летних, так и в осенне-зимних коллекциях, а особой страстью в них отличаются Gucci, Dolce & Gabbana и Richard Quinn.
А кое-кто пошел еще дальше: посмотрите на прошлую весеннюю коллекцию Moschino: это уже не просто цветочные принты — на их одежде цветы выходят за пределы ткани!
На том история как бы описывает круг: от естественности первобытного человека, через дальнейшее становление цивилизации, то есть, обуздание жизни, к ее высвобождению, бунту «детей цветов» и попытке вернуться назад к природе. Так что, флористы, следите за интересными трендами и делайте правильные выводы.
Похожие материалы
Кради как художник. Часть 1
Флористика в интерьере
Доводилось ли вам видеть букеты или композиции, от вида которых хотелось зажмурить глаза и навсегда забыть о пережитом? Скорее всего, да. В то же время вы наверняка можете вспомнить примеры работ, которые «цепляли» и запоминались, хотя с первого взгляда в них не было ничего особенного. С большой вероятностью, в обоих случаях ключевую роль сыграл цвет.
В нашем деле подбор цветовой гаммы нередко имеет решающее значение. С его помощью можно придать букету определенный стиль, настроение, грамотно расставить акценты. С другой же стороны плохое сочетание оттенков может начисто загубить любую хорошую работу. Чтобы такого не случилось, следует пользоваться цветовым кругом.
Вы, наверное, помните его со школьных уроков ИЗО. Проблема заключается в том, что почти все про цветовой круг слышали, но мало кто умеет им пользоваться. Давайте же попробуем разобраться в этом вопросе
Основа круга — три основных цвета, которые нельзя получить при смешивании. Это желтый, красный и синий – цвета первого порядка. Они образуют цвета второго порядка, которые получаются в результате смешивания основных цветов: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Оттенки третьего порядка получаются в результате соединения первых двух групп.
Правильным считается комбинирование в одной композиции трех ключевых цветов в пропорции 3-5-8. А чтобы подобрать эти три доминанты, нам и нужен круг, с которым легко и удобно работать.
Есть несколько устоявшихся схем, которыми пользуются во всех видах визуального искусства, их сейчас и разберем.
- Аналоговые оттенки. Для этого сочетания берем цвета, расположенные на круге рядом, например, лимонный, желтый и оранжевый. Чтобы такая композиция не выглядела скучно, один цвет обязательно должен лидировать, помним про правило 3-5-8.
- Комплементарные оттенки. Эта схема основана на сочетании противоположных цветов, например, красного и зелёного. Композиция в таких тонах всегда будет яркой и динамичной.
- Монохромная палитра. Подходящая схема для самых нежных работ, таких, как свадебный букет. В ней используются разные варианты одного цвета, например, снежно-белый, молочный и бежевый.
- Классическая триада. Наиболее популярная схема во всех видах визуального искусства. Это три цвета, равноудаленных друг от друга.
- Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.
- Тетрада — наиболее популярная схема во всех видах визуального искусства. В основе сочетания – два основных цвета и два аналоговых. Например: синий и оранжевый в качестве основных, а дополнительными возьмем аналоговые оранжевому золотистый и красный.
Таковы основные правила сочетания оттенков. Но важно помнить, что любое правило – не панацея. Всегда прислушивайтесь к собственному флористическому чутью и вкусу, и тогда ваши работы будут красивыми, эмоциональными и гармоничными. На нашем курсе «Флорист-профи» мы подробнее изучим работу с цветом. Записывайтесь на курс по этой ссылке.