Италия. Фестиваль Leverano in Fiore 2021
C 11 по 12 сентября 2021 года в Леверано проходил фестиваль цветов Leverano in Fiore, на который меня пригласило правительство Италии для украшения города к празднику. Это событие я ждал два с половиной года с момента прошлого фестиваля, где я также принимал участие.
Дорога в Италию
Леверано считается цветочной столицей Италии. Здесь, в небольшом регионе Апулия, производится около 80% овощной и цветочной продукции страны. Особенная гордость – весенняя флора. Именно поэтому на протяжении 5 лет фестиваль цветов проводился в середине мая. Пандемия внесла свои корректировки, и в 2020 году этот праздник пришлось отменить, а в 2021 – перенести почти на полгода.
В августе организаторы сообщили, что фестиваль состоится, и я начал подготовку. Всего месяц, чтобы собрать команду и сделать документы, получить визы. И если с первым пунктом у меня никогда не бывает проблем, потому что мои студенты с удовольствием откликаются на предложения мне помочь, то при получении виз пришлось понервничать.
До последнего момента мы не знали, будут ли открыты границы, пропустят ли нас на таможне. И в довершение всего – с какими именно цветами нам предстоит работать.
Природа ждать не умеет, и те весенние цветы, на которые организаторы рассчитывали изначально, давно отцвели. Кроме того, летом стояла сильная жара, многие растения выжгло солнцем. Если обычно флорист заказывает заранее ассортимент цветов, то в этот раз нас ждал сюрприз. Надо было придумать дизайн, в который впишутся любые цветы.
Для меня это звучало как вызов. Задачка со звездочкой. Мозг начинает усиленно работать, креативность раскачивается и сомнения сменяются азартом. Всего за несколько дней до вылета организаторы сказали, что будут подсолнухи. Этого оказалось достаточно, чтобы в моей голове сложилась картинка.
6 сентября мы выехали. 20 часов, несколько пересадок, но самое тревожное – таможня. Я ходил позади пограничников и высматривал каждую из участниц, чтобы в случае вопросов подлететь, помочь, объяснить на итальянском, зачем они едут.
Когда все прошли, я, наконец, выдохнул. Дальше уже все будет хорошо.
Тема фестиваля Leverano in Fiore
Тема фестиваля звучала как «Геометрия в городе и цвет», поэтому особый акцент делался именно на интеграцию работ в городскую среду. Места для композиций можно было выбрать заранее, к тому же я знал город и представлял, где будем работать. Средневековые дома, старинные мостовые, соборы, небольшие площади и уютные уличные кафе. Здесь начинаешь забывать, в каком веке живешь. А во время фестиваля, когда город наполняется цветами и композициями самых причудливых форм, и вовсе теряешься в бесконечном лабиринте узких улочек, ведущих от одной инсталляции к другой.
Закипела работа. Я искренне восхищаюсь отдачей каждого моего помощника. Из 60 флористов, принимавших участие в украшении города, 32 человека были в моей команде. Ко мне приехали помощницы из разных стран. Среди них были девушки, которые не пропустили ни одного моего выезда, ученики, прошедшие все мои курсы, и даже клиенты, которые в это время отдыхали в Италии и заинтересовались фестивалем. За 3 дня мы изготовили и установили 4 масштабные инсталляции.
«Colina di sole» – «Солнечный холм»
- 3000 подсолнухов
- 3000 пакетиков с водой
- 3000 стяжек, чтобы закрепить каждый пакет
- 150 перцев
- 15 пар рук моих учеников
- 8 часов монтажа
Изначально я хотел закрепить этот объект на высоте, но старые стены средневековых домов не позволили это сделать, поэтому пришлось разместить на уровне глаз. И это оказалось лучшим решением. Люди подходили, разглядывали цветы и перцы, удивлялись необычному сочетанию.
Для меня эта работа – олицетворение сельского хозяйства в солнечной Италии. Тяжёлый труд фермеров стоит за каждым обильным урожаем. Тяжёлый труд флористов стоит за созданием этой работы.
Расположилась она на площади возле ресторана, так что любой желающий мог пообедать с видом на стену из подсолнухов. А особо любопытные заглядывали за неё, чтобы увидеть 3000 пакетиков с водой, продлевающих жизнь цветам.
«Dalle ceneri alla resurrezione» – «Возрожденный из пепла»
Вторая инсталляция расположилась на той же площади. И хотя они не были связаны между собой, но всё же прекрасно дополнили друг друга, создав своеобразную галерею современного искусства под открытым небом.
Идея для этой работы пришла мне ещё во время прошлого фестиваля в 2019 году. Тогда Италия была озабочена массовой гибелью оливковых деревьев из-за бактерии Xylella Fastidiosa. Деревья высыхали изнутри и умирали. Эпидемия распространялась прямо на глазах, и необходимо было принять срочные меры. К тому же начались пожары из-за жаркого климата и обилия сухой древесины. Тогда на территории шириной 100 км было решено выпилить все оливковые деревья. Болезнь удалось сдержать, но её последствия отразились как на внешнем облике этих земель, так и на экономике.
2 части обгоревшего ствола, 100 живых и 100 сухих листьев агавы, кроваво-красная целозия, вкрапления глориозы и фитолакки. Образ получился очень ярким и близким для местных жителей. Они точно уловили мою идею, мой посыл.
«Mormorio» – «Шёпот»
Это моя первая работа в рамках кинетического искусства.
2000 сухих листьев стрелиции были окрашены снизу в синий цвет и подвешены на узкой улице над головами прохожих. Любое дуновение ветра заставляло эту композицию двигаться, меняться и... шептать. Настоящий «мертвый язык».
Я специально использовал именно засохшие листья. Мне хотелось показать красоту увядшей природы: изгибы скрученных листьев, шершавая фактура, спокойные тона. Они не менее прекрасны, чем распустившиеся цветы. Главное, это разглядеть.
В инсталляцию я добавил искусственный цвет. Синюю краску нужного мне оттенка должны были подготовить организаторы. Но оказалось, именно такой цвет никто из производителей краски сделать не может. Только в одном месте за большие деньги согласились выполнить заказ, и организаторы вручали мне ведёрко с таким трепетом, будто оно было набито чёрной икрой.
Оттенок был выбран не случайно. Это цвет неба над Италией. Я больше нигде не видел такой насыщенной синевы. И если вечером гулять в темноте по этой улочке, можно поймать момент, когда композиция полностью сливается с небом. И тогда отстаётся только её Шёпот.
«Terra e fiori» – «Земля и цветы»
Фиолетовые пузыри на фоне белого забора, шершавая яркая целозия, которая пробивается сквозь тёмную зеркальную поверхность. Эта игра фактур, цвета и контраста привлекала внимание прохожих, заставляя подходить и рассматривать. И только вблизи люди понимали, что перед ними баклажаны, которые они привыкли видеть в качестве обеда, а не произведения искусства.
Хотя эту инсталляцию действительно можно было бы съесть: для крепления всех объектов использовались только металлический круг и проволока. Получилась готовая решетка для барбекю. Баклажаны на гриле с приправой из целозии. Возможно, я мог бы стать родоначальником нового блюда.
Arteflorando 2021
В рамках фестиваля Leverano in Fiore проводится международный конкурс флористов Arteflorando. 8 участников из разных стран в течение 3 дней соревновались за главный приз. Для этого им необходимо было выполнить 3 работы:
- Домашнее задание: Инсталляция, которую участники подготавливали и монтировали заранее.
- Задание-сюрприз: Украшение винтажного мотороллера Vespa.
- Задание-сюрприз: Букет.
Конкурс действительно тяжелый физически, а в этом году еще и напряженный морально из-за ограничений и карантинных мер. Участники работают в прямом смысле на износ. Во время последнего задания я отправился поддержать конкурсантов, со многими из которых знаком лично. Одна из участниц, которая представляла Грецию, стояла над неначатым букетом. Разговаривать во время конкурса нельзя, и я уже собирался пойти дальше, но тут ко мне обратились организаторы с просьбой поддержать девушку. У нее случился нервный срыв из-за стресса и усталости.
Я подошел к ней: «Ты уже столько сделала, прошла все этапы, и теперь осталась самая малость. 20 минут и все закончится. И если сейчас ты найдешь в себе силы для последнего шага, потом ты будешь собой гордиться».
Она посмотрела на меня: «Дмитрий, только ради тебя я закончу эту гонку».
Она успела доделать свой букет и не выбыла из конкурса.А на следующий день мы поздравляли победителей, в числе которых оказалась флорист из России – Елена Бецан, занявшая третье место. Я искренне рад за Елену, поскольку знаком с ней лично. В 2019 году она в составе моей команды принимала участие в бельгийском фестивале Fleuramour.
Фестиваль Leverano in Fiore продлился 3 дня, вместо запланированных двух. Гостям так понравились инсталляции, что они попросили организаторов оставить их еще на один день, и те пошли навстречу. А для флористов это, пожалуй, лучшая похвала.
1 сентября в Амстердаме, в грандиозном центре FloriWorld, состоялся онлайн-показ, на котором я в прямом эфире собирал букеты. Цель этого мероприятия, организованного компанией Coloriginz, – презентовать новые сорта цветов и продемонстрировать, как с ними можно работать и как сочетать их между собой. Такой формат стал новым для меня и первым подобным показом после карантина. Десятки представителей цветочных компаний и тысячи зрителей следили в режиме реального времени за моим творчеством.
2 часа, одна пара рук, 10 букетов. Чтобы это осуществить, нужно было тщательно подготовиться, и начал я ещё в России. Я рассказал о предстоящей поездке в Инстаграме и сразу же мои ученицы, живущие в Голландии, откликнулись, что хотят помочь. Мы подготовили технику для съемки, собрали команду, которая будет обеспечивать прямой эфир. Оставалось прилететь в срок, успеть закупить материал и сделать каркасы перед показом.
Вот тут и начались приключения.
Дорога в Нидерланды
Аэропорт Пулково, полтора часа до вылета, мы с командой сидим на полу посреди зала регистрации и придумываем план Б. План А только что провалился. Моих помощников не пускают на рейс из-за строгих ограничительных мер: подготовленных документов оказалось недостаточно.
Но со мной работают профессионалы. Всего за полчаса они нашли выход, переиграли маршрут и на следующий день вся команда была в Амстердаме.
Подготовка к показу
Мне необходимо было закупить материал для каркасов, и я отправился на его поиски. Голландия – страна цветов, в полной мере это понимаешь, оказавшись на их оптовой цветочной базе. Срезка, зелень, горшечка, декор, инструменты. Там есть все, причем в таком количестве, что на выходе из базы счетчик шагов показывал дневную норму.
Я не продумывал букеты заранее, отталкивался от материала, и идеи сами приходили уже в процессе. Это был момент чистого творчества. Единственные рамки – временные. Чтобы успеть в прямом эфире сделать 10 букетов за 2 часа, нужно было до показа не только подготовить каркасы, но и собрать примерно 60% от каждого букета. На это ушло 2 дня.
Онлайн-показ
Показ проходил во FloriWorld. Этот экспериментальный и развлекательный центр был создан специально, чтобы знакомить людей с цветочной индустрией, рассказывать им о растениях и работе флористов. Здесь, на 7000 кв. м., проводятся различные лекции, шоу, эксперименты, которые должны заинтересовать местных жителей и привлечь туристов. Я был в этом центре впервые. Мы с командой бродили по пустым залам, закрытым из-за карантина, пытались разгадать предназначение экспозиций и поражались масштабам постройки.
Показ был организован со всей строгостью карантинных мер: в одном помещении находился я с моей коллегой-переводчицей Варей и команда, которая вела прямую трансляцию, а этажом выше на большом экране за мной наблюдали поставщики и представители цветочной индустрии. Туда же помощники выносили каждый сделанный букет. Но постепенно люди начали спускаться к нам – всем хотелось взглянуть на процесс своими глазами.
А в это время за трансляцией в Инстаграме следили несколько тысяч человек. И мы сделали все, чтобы они смогли ощутить эффект присутствия. Профессиональная камера, свет, высокое качество звука. Голландцы были потрясены нашим уровнем подготовки, а зрители в комментариях писали, что смотрят показ будто настоящее кино.
Экскурсии в теплицы
Уже на следующий день нам необходимо было улетать, но я не смог отказаться от предложения посетить теплицы. А раз интересно мне, значит будет интересно и остальным. Так получились еще 3 незапланированных эфира о том, откуда цветы начинают свой путь. Когда общаешься с фермерами и видишь, какая работа стоит за выращиванием цветов, то начинаешь по-другому смотреть на ценность каждого цветка. И об этом, пожалуй, стоит знать не только флористам, но и покупателям.
Организатор этих экскурсий – Floral Fundamentals. Это платформа, которая объединяет ведущих флористов мира и садовников-селекционеров для того, чтобы показать, как применять новые сорта растений во флористике. Я являюсь одним из амбассадоров Floral Fundamentals и часто работаю с цветами садовников, в гостях у которых побывал в этот раз. Всего за несколько часов мы успели посетить 3 теплицы, и я хочу поделиться с вами маленькой историей про каждую из них.
Теплица хризантем
Рональд Олстхорн, один из 5 совладельцев Arcadia Chrysanten, рассказал, что 25 лет выращивает только одноголовые хризантемы, потому что считает их самым красивым цветком и потому что такая специализация помогает быть лучшими на рынке.
Сейчас Arcadia Chrysanten поставляет 60% всех одноголовых хризантем, выращенных в Голландии. Рональд вместе Варей Абросимовой, представителем компании селекционеров Dekker Chrysanten, входящей в проект Floral Fundamentals, рассказали нам интересные факты о сортах, которые являются их гордостью. Хризантемы «Борг» в форме желтых теннисных мячиков носят имя знаменитого шведского теннисиста, невероятно красивый сорт «Аленка лососевая» сочетается с любыми оттенками цветов, а хризантемы «Антонов», которые прибывают на оптовые базы в специальных сеточках, упаковывают в них до срезки. А ещё мы увидели, как выглядят цветочные мутанты.
Montana Lisianthus
Франк – потомственный фермер. Он приехал в теплицу «Аркадии» специально, чтобы встретиться с нами. Его отец, тоже Франк, основал компанию Montana Lisianthus, названную в честь его жены. Montana Lisianthus специализируется на необычных новых сортах, которые они выводят на рынок. И для многих флористов «Монтана» – синоним качества цветочной продукции.
Теплица латирусов
Ярек Эвиак, управляющий теплицей Lathyrus.nl, рассказал, что за последние несколько лет латирус перестал считаться исключительно свадебным цветком. Люди «распробовали» душистый горошек, полюбили его аромат и стали использовать не только на свадьбы, но и в обычные букеты. А прозрачность системы поставок позволяет заказать цветок прямо из теплицы и буквально в тот же день получить коробочку латируса в другой стране.
Каждый день в 5 утра фермеры срезают цветы под заказ, чтобы в 12 часов латирус уже летел к покупателю. Свою коробочку душистого горошка, которую мне подарили, я забрал в Петербург и убедился, что он действительно сохраняет свежесть целую неделю.
Теплица гортензий
Питер Колк – владелец теплицы, где растут самые высокие гортензии, которые я когда-либо видел. Он рассказал, что гортензии выращиваются на стекловате, как изменить цвет цветка при помощи алюминия и почему для транспортировки приходится обрезать больше половины длины стебля. А еще провел нас через настоящие джунгли.
Мы шли с одного края теплицы на другой сквозь заросли цветов, а мягкие шапки гортезний задевали нас по лицу. Теперь, когда меня попросят рассказать интересный факт о себе, я не задумываясь отвечу, что был в гортензиевом лесу.