Интервью Дмитрия Туркан для «Афиша Daily»
«Афиша Daily» поговорила с мужчинами, чьи профессии принято считать женскими о личном выборе, работе и стереотипах в ней. Дмитрий Туркан рассказал о своей профессии флориста через призму личного опыта.
Если вы хотите узнать, что кроме составления букетов необходимо уметь современному флористу, а также узнать больше про персональный путь Дмитрия и его взгляды, этот материал обязателен к прочтению.
Читайте статью по ссылке.
C 11 по 12 сентября 2021 года в Леверано проходил фестиваль цветов Leverano in Fiore, на который меня пригласило правительство Италии для украшения города к празднику. Это событие я ждал два с половиной года с момента прошлого фестиваля, где я также принимал участие.
Дорога в Италию
Леверано считается цветочной столицей Италии. Здесь, в небольшом регионе Апулия, производится около 80% овощной и цветочной продукции страны. Особенная гордость – весенняя флора. Именно поэтому на протяжении 5 лет фестиваль цветов проводился в середине мая. Пандемия внесла свои корректировки, и в 2020 году этот праздник пришлось отменить, а в 2021 – перенести почти на полгода.
В августе организаторы сообщили, что фестиваль состоится, и я начал подготовку. Всего месяц, чтобы собрать команду и сделать документы, получить визы. И если с первым пунктом у меня никогда не бывает проблем, потому что мои студенты с удовольствием откликаются на предложения мне помочь, то при получении виз пришлось понервничать.
До последнего момента мы не знали, будут ли открыты границы, пропустят ли нас на таможне. И в довершение всего – с какими именно цветами нам предстоит работать.
Природа ждать не умеет, и те весенние цветы, на которые организаторы рассчитывали изначально, давно отцвели. Кроме того, летом стояла сильная жара, многие растения выжгло солнцем. Если обычно флорист заказывает заранее ассортимент цветов, то в этот раз нас ждал сюрприз. Надо было придумать дизайн, в который впишутся любые цветы.
Для меня это звучало как вызов. Задачка со звездочкой. Мозг начинает усиленно работать, креативность раскачивается и сомнения сменяются азартом. Всего за несколько дней до вылета организаторы сказали, что будут подсолнухи. Этого оказалось достаточно, чтобы в моей голове сложилась картинка.
6 сентября мы выехали. 20 часов, несколько пересадок, но самое тревожное – таможня. Я ходил позади пограничников и высматривал каждую из участниц, чтобы в случае вопросов подлететь, помочь, объяснить на итальянском, зачем они едут.
Когда все прошли, я, наконец, выдохнул. Дальше уже все будет хорошо.
Тема фестиваля Leverano in Fiore
Тема фестиваля звучала как «Геометрия в городе и цвет», поэтому особый акцент делался именно на интеграцию работ в городскую среду. Места для композиций можно было выбрать заранее, к тому же я знал город и представлял, где будем работать. Средневековые дома, старинные мостовые, соборы, небольшие площади и уютные уличные кафе. Здесь начинаешь забывать, в каком веке живешь. А во время фестиваля, когда город наполняется цветами и композициями самых причудливых форм, и вовсе теряешься в бесконечном лабиринте узких улочек, ведущих от одной инсталляции к другой.
Закипела работа. Я искренне восхищаюсь отдачей каждого моего помощника. Из 60 флористов, принимавших участие в украшении города, 32 человека были в моей команде. Ко мне приехали помощницы из разных стран. Среди них были девушки, которые не пропустили ни одного моего выезда, ученики, прошедшие все мои курсы, и даже клиенты, которые в это время отдыхали в Италии и заинтересовались фестивалем. За 3 дня мы изготовили и установили 4 масштабные инсталляции.
«Colina di sole» – «Солнечный холм»
- 3000 подсолнухов
- 3000 пакетиков с водой
- 3000 стяжек, чтобы закрепить каждый пакет
- 150 перцев
- 15 пар рук моих учеников
- 8 часов монтажа
Изначально я хотел закрепить этот объект на высоте, но старые стены средневековых домов не позволили это сделать, поэтому пришлось разместить на уровне глаз. И это оказалось лучшим решением. Люди подходили, разглядывали цветы и перцы, удивлялись необычному сочетанию.
Для меня эта работа – олицетворение сельского хозяйства в солнечной Италии. Тяжёлый труд фермеров стоит за каждым обильным урожаем. Тяжёлый труд флористов стоит за созданием этой работы.
Расположилась она на площади возле ресторана, так что любой желающий мог пообедать с видом на стену из подсолнухов. А особо любопытные заглядывали за неё, чтобы увидеть 3000 пакетиков с водой, продлевающих жизнь цветам.
«Dalle ceneri alla resurrezione» – «Возрожденный из пепла»
Вторая инсталляция расположилась на той же площади. И хотя они не были связаны между собой, но всё же прекрасно дополнили друг друга, создав своеобразную галерею современного искусства под открытым небом.
Идея для этой работы пришла мне ещё во время прошлого фестиваля в 2019 году. Тогда Италия была озабочена массовой гибелью оливковых деревьев из-за бактерии Xylella Fastidiosa. Деревья высыхали изнутри и умирали. Эпидемия распространялась прямо на глазах, и необходимо было принять срочные меры. К тому же начались пожары из-за жаркого климата и обилия сухой древесины. Тогда на территории шириной 100 км было решено выпилить все оливковые деревья. Болезнь удалось сдержать, но её последствия отразились как на внешнем облике этих земель, так и на экономике.
2 части обгоревшего ствола, 100 живых и 100 сухих листьев агавы, кроваво-красная целозия, вкрапления глориозы и фитолакки. Образ получился очень ярким и близким для местных жителей. Они точно уловили мою идею, мой посыл.
«Mormorio» – «Шёпот»
Это моя первая работа в рамках кинетического искусства.
2000 сухих листьев стрелиции были окрашены снизу в синий цвет и подвешены на узкой улице над головами прохожих. Любое дуновение ветра заставляло эту композицию двигаться, меняться и... шептать. Настоящий «мертвый язык».
Я специально использовал именно засохшие листья. Мне хотелось показать красоту увядшей природы: изгибы скрученных листьев, шершавая фактура, спокойные тона. Они не менее прекрасны, чем распустившиеся цветы. Главное, это разглядеть.
В инсталляцию я добавил искусственный цвет. Синюю краску нужного мне оттенка должны были подготовить организаторы. Но оказалось, именно такой цвет никто из производителей краски сделать не может. Только в одном месте за большие деньги согласились выполнить заказ, и организаторы вручали мне ведёрко с таким трепетом, будто оно было набито чёрной икрой.
Оттенок был выбран не случайно. Это цвет неба над Италией. Я больше нигде не видел такой насыщенной синевы. И если вечером гулять в темноте по этой улочке, можно поймать момент, когда композиция полностью сливается с небом. И тогда отстаётся только её Шёпот.
«Terra e fiori» – «Земля и цветы»
Фиолетовые пузыри на фоне белого забора, шершавая яркая целозия, которая пробивается сквозь тёмную зеркальную поверхность. Эта игра фактур, цвета и контраста привлекала внимание прохожих, заставляя подходить и рассматривать. И только вблизи люди понимали, что перед ними баклажаны, которые они привыкли видеть в качестве обеда, а не произведения искусства.
Хотя эту инсталляцию действительно можно было бы съесть: для крепления всех объектов использовались только металлический круг и проволока. Получилась готовая решетка для барбекю. Баклажаны на гриле с приправой из целозии. Возможно, я мог бы стать родоначальником нового блюда.
Arteflorando 2021
В рамках фестиваля Leverano in Fiore проводится международный конкурс флористов Arteflorando. 8 участников из разных стран в течение 3 дней соревновались за главный приз. Для этого им необходимо было выполнить 3 работы:
- Домашнее задание: Инсталляция, которую участники подготавливали и монтировали заранее.
- Задание-сюрприз: Украшение винтажного мотороллера Vespa.
- Задание-сюрприз: Букет.
Конкурс действительно тяжелый физически, а в этом году еще и напряженный морально из-за ограничений и карантинных мер. Участники работают в прямом смысле на износ. Во время последнего задания я отправился поддержать конкурсантов, со многими из которых знаком лично. Одна из участниц, которая представляла Грецию, стояла над неначатым букетом. Разговаривать во время конкурса нельзя, и я уже собирался пойти дальше, но тут ко мне обратились организаторы с просьбой поддержать девушку. У нее случился нервный срыв из-за стресса и усталости.
Я подошел к ней: «Ты уже столько сделала, прошла все этапы, и теперь осталась самая малость. 20 минут и все закончится. И если сейчас ты найдешь в себе силы для последнего шага, потом ты будешь собой гордиться».
Она посмотрела на меня: «Дмитрий, только ради тебя я закончу эту гонку».
Она успела доделать свой букет и не выбыла из конкурса.А на следующий день мы поздравляли победителей, в числе которых оказалась флорист из России – Елена Бецан, занявшая третье место. Я искренне рад за Елену, поскольку знаком с ней лично. В 2019 году она в составе моей команды принимала участие в бельгийском фестивале Fleuramour.
Фестиваль Leverano in Fiore продлился 3 дня, вместо запланированных двух. Гостям так понравились инсталляции, что они попросили организаторов оставить их еще на один день, и те пошли навстречу. А для флористов это, пожалуй, лучшая похвала.